главная
главная
  

                                                          Инновационная программа развития

                                  "Школа экологического обучения и воспитания".

                Цель- изучение реальных теоретико-экологических проблем в воспитании

         и обучении в школе на основе интеграции разных учебных и воспитательных  

         дисциплин.

               Задачи:

          - создать систему экологического обучения и воспитания в школе путем сбли-

            жения учебных дисциплин;

         -  исследовать экологические проблемы на междисциплинарной основе;

         -  систематизировать информацию об экологических пролблемах, чтобы

            учащиеся увидели существо и целостность всех ее аспектов.

 

              КОНЦЕПЦИЯ  ЖЕЛАЕМОГО  БУДУЩЕГО 

                           СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ.

 

           Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных «факторов роста», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

·        сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся;

·        история школы богатая событиями (под руководством учителя биологии Анохина Н.М. выведен новый сорт кукурузы, за что школа была награждена поездкой на ВДНХ и грузовым автомобилем, призовые места на республиканском муниципальном уровне в научно-практических конференциях экологии, биологии и охране окружающей среды: «Экология первоцветов», «Антропогенное воздействие на биосферу», «Сортоиспытание озимой пшеницы при равноценном внесении органических удобрений», «Изменение атмосферного воздуха при величине автотранспортной нагрузки», «Условия роста и развития медузомицета и применение грибонада». Школа занимает призовые места на муниципальном и республиканском уровне по ведению научно-исследовательской работе на пришкольно-опытном участке. Учащиеся школы составили «Экологическую карту села». 

·        применение новых педтехнологий, ведение курса «Экология» 9 класс, элективных курсов естественно-научной направленности  9-10-11 классов, экологических кружков, экологических субботников, дней здоровья, курса «Естествознание» 5 класс.

·        кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания экологического компонента и способный к творческой поисковой работе.

·        контингент учащихся, желающих активно развиваться обучаться, и практически применять свои знания по улучшению своего социума и окружающий среды.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования «Школы экологического обучения и воспитания».

Главная идея, положенная в основу концепции - формирование экологически грамотной, духовно и физически здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условием развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных (экологических) условий для развития личности ребенка.

Миссия школы экологического обучения и воспитания: обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, удовлетворить потребности учеников, родителей региона в соответствии с индивидуальными возможностями личности, содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития региона.

 

ЦЕЛЬ: - изучение реальных  теоретико-экологических  проблем в воспитании и обучении в школе на основе интеграции разных учебных и воспитательных дисциплин.

·        установление естественной связи изучаемого материала с жизнью.

·        развитие эмоциональной отзывчивости юношества на тревоги человечества, активизируя разум, побуждая его к поиску способов решения сложных экологических проблем.

 

 

 

ЗАДАЧИ:

1.создать систему экологизации обучения и воспитания в школе путем

   сближения учебных дисциплин,

2.исследовать экологические проблемы на междисциплинарной

   основе.

3.систематизировать информацию об экологических проблемах,

   чтобы учащиеся увидели существо и целостность всех ее

   аспектов. 

4.сохранить и защитить здоровье учащихся, генофонд от

   негативных последствий научно-технического прогресса.

5.актуализировать нравственные аспекты отношения учащихся к  проблемам

   окружающей среды.

6.создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

   представление ребенку реальных возможностей самоутверждения наиболее

   значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени

   раскрываются его способности и возможности.

7.формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих

   уважения к личности ребенка (на уровне «учитель - ученик», «ученик - ученик»,

  «учитель - учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»). 

Наша концепция школы экологического обучения и воспитания - обучающая и воспитывающая, в основе которой лежит овладение школьниками экологическими знаниями, культурой ценностных ориентаций, взаимоотношений общения; социальная адаптация учеников к реальной жизни, психологическая коррекция, снятие трудности обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебно-воспитательной деятельности.

 

 

                                    Механизм реализации концепции.

 

·        Сохранение принципа дифференцированного подхода предпрофильной и профильной подготовки;

·        Возможность перехода учащихся из класса в класс;

·        Использование групповых и индивидуальных программ развития с целью формирования психологической готовности ученика образовательного процесса к новым условиям;

·        Возможность участия в обсуждении концепции разработки отдельных направлений, коррекции, оценки и прогнозированию отдельных результатов.

 

                ПРИНЦИПЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.

 

·        принцип целостности окружающей среды и прямой зависимости от нее человека это принцип современного антропоцетризма, основанного на понимании того, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством. В такой формулировке этот принцип практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоции, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания - развитие симпатии к другим людям и любви к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью «экологичности».

·        принцип межпредметности и непрерывности экологического образования.

·        принцип экологического мышления (экологизация образования) практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Осуществление цепочки перехода экологической грамотности в экологическое мышление.

·        принцип краеведческого, республиканского подхода к решению проблем окружающей среды.

·        принцип личностно-ориентированного подхода согласно современным представлениям, его основной стороной является самореализация, индивидуализация, социализация личности в поисково-исследовательской деятельности.

·        принцип реальности предполагает тесную координацию экологических целей и направлений в воспитании и обучении.

·        принцип гуманности предполагающий создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизма, жесткость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями) развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Адыгеи. Формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности.

·        принцип демократичности предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности и бюрократии с одной стороны, и анархической вседозволенности - с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:  разработку системы локальных актов, определяющих содержание цели, по определенным направлениям деятельности в школе создание отношения в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей работа школьного самоуправления.

·        принцип научности, предполагающий развитие у учащихся современного научного мировоззрение, понимание места и роли  человека в мире, в обществе (экологической грамотности) обновление содержания учебных программ введение экологического компонента создание эффективной системы научно-методического информирование педагогов, постоянного повышения их применения ИКТ, профессиональной компетенции.

·        принцип природосообразности предполагает, что оно обосновывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

·        принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации в современной школе и самореализации с дальнейшим поступлением в средне-специальные и высшие учебные заведения экологической биологической, географической, химической и другой направленностей.

                            

 

 

 

 

 

                           МОДЕЛЬНОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 

«ШКОЛЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ОБУЧЕНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ».

 

     Мы видим школу как центр экологической культуры, обеспечивающий эффективное развитие ребенка - подростка - личности имеющий высокий культурный и интеллектуальный уровень развития, духовное богатство, отличающейся красотой внутреннего мира, способностью принятия обдуманных решений, самостоятельно формулировать и конкретизировать проблему, обосновывать необходимость и условия ее решения. Выпускник профессионально ориентирован, отвечающий требованиям современной жизни, владеющей информационно-коммуникативными технологиями, участник экологической организации «МирОн»

 

 

          Модель выпускника «Школы экологического обучения и воспитания»

 

 

     Направления

                                               Критерии

   I - ступень

  II - ступень

   III - ступень

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей,

- долг и ответственность перед семьей и школой,

- осознанность своих поступков,

- патриотизм,

- правдолюбие,

- любовь к природе

- знание своих прав и обязанностей,

- любовь к родному селу, республике,

- любовь к природе, охрана ее,

- уважение к традициям народа,

- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать,

- активная гражданская позиция;

- умение ориентироваться в общественной политической жизни страны,

- принципиальность,

- патриотизм,

- воспитание экологического самосознания, мышления.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства,

- выдержка,

- умение жить в коллективе,

- взаимопонимание и взаимовыручка.

- доброта

- милосердие

- взаимовыручка

- честность

- порядочность

- понимание другого человека

- уважение к старшим

- здоровый образ жизни

- уважительное отношение к чужому труду

- гуманизм

- любовь к школе

- обязательность.

- гуманизм

- честность

- бескорыстность

- справедливость

- трудолюбие

- самоуважение

- порядочность

- доброжелательность

 

Интеллектуальные способности

- сформированный запас ЗУН,

- использование ЗУН на практике,

- понимание что учеба это труд

- стремление к познанию

- расширение своего кругозора

- умение анализировать

- самостоятельность мышления

- любознательность

- способность к самообразованию

 

- эрудированность

- умение применять знания в жизни

- владение новыми информационными технологиями

- творческий подход к делу

- самокритичность

- способность к самосовершенствованию

- развитие исследовательских и проектных навыков

Общая культура

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям.

- чувство прекрасного

- внешний опрятный вид

- культура поведения

- приобретение навыков этикета

- приобщение к художественным ценностям

- знание норм морали

- уважительное отношение к прошлому.

- владение нормами морали культурного поведения

- знание общечеловеческих ценностей

- культура общения

- культура умственного труда,

- экологическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              главная