ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  основной

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  основной образовательной программы  ФГОС НОО.

 

 

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении  средняя общеобразовательная школа № 4 с.Белое  в первой ступени.

МБОУ СОШ № 4 – образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Данная программа  (с изменениями и дополнениями) разработана на период 2014-2018 годы в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, на основе Примерной ОП НОО  (4-е издание, переработанное -  М.: Просвещение, 2012) и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. 

Основание основной образовательной программы НОО:  

Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребенка 

Закон РФ «Об образовании» 

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

(утверждена Президентом РФ от 04.02.2010. №Пр-271)

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6  октября 2009 г. № 373)

Приказ Министерства образования и науки  РФ от 26.11.2010. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009  №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 04.02.2011г. №19707)

Приказ Министерства образования и науки  РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009  №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 12.12.2011г. №22540)

Приказ Министерства образования и науки  РФ от 24.12.2010. №2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»

Приказ Министерства образования и науки  РФ от 04.10.2010. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития  от 26.08.2010. №761-Н

Устав МБОУ СОШ №4 (утвержден

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и
мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной
ступени образования: словесно – логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
- умение действовать во внутреннем плане, знаково символическое мышление осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов

-развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы учебно – познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Программа начального общего образования в МБОУ СОШ №4 направлена на  формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной  общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Миссия начальной школы как образовательной ступени МБОУ СОШ №4 состоит в создании условий для:

формирования общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

обучения и воспитания ученика новой формации, творческой, самостоятельной личности, уверенного в себе, умеющего жизнь в современном мире, здоровой и стремящейся на протяжении всей жизни к получению знаний;

для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений, определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.

Достижению названных целей служит решение конкретных задач:

·         Сформировать творчески работающий коллектив учителей, способный освоить современные образовательные технологии, идеи развития образования, особенности ФГОС НОО, внедрять современные образовательные технологии; 

·         Организовать учебно-воспитательный процесс на основе требований ФГОС: сочетание урочной и внеурочной деятельности, нацеленность на результат, на формирование универсальных учебных действий, создание условий, отвечающих требованиям СанПина и ФГОС.

·         Создать систему духовно-нравственного развития и воспитания: формирование сплоченного детского коллектива, органов ученического самоуправления,  совершенствование системы работы классных руководителей,  увеличение  воспитательного потенциала уроков.

·         Развивать творческие способности учащихся: выявлять уровень развития творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам; работать над созданием творческой атмосферы путем организации кружков, факультативов по предметам, проводить предметные олимпиады, недели; привлекать учащихся к творческим конкурсам.

·         Работать над формированием физически здоровой личности: предупреждать перегрузки учащихся в учебном процессе, организовать учебный процесс с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, привлекать учащихся к занятиям в спортивных секциях, создать группы здоровья для ослабленных детей.

·         Совершенствовать систему управления школой: создать банк информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе; провести оптимальное распределение функциональных обязанностей  администрации.

Основная образовательная программа НОО МБОУ - СОШ №4

содержит следующие разделы: 

1. Целевой раздел 

 (определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов)

Пояснительная записка 

Планируемые результаты освоения обучающимися  ООП  НОО

Система оценки достижения планируемых результатов освоения 

 ООП НОО 

2. Содержательный раздел 

(определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов)

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени НОО 

Программы отдельных учебных предметов, курсов и  курсов внеурочной деятельности 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО 

Программа формирования экологической культуры, здорового  и безопасного образа жизни 

Программа коррекционной работы 

3. Организационный раздел  

(устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов ООП НОО)

Учебный план начального общего образования 

План внеурочной деятельности 

Система условий реализации ООП НОО

Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  в значительной степени достигается благодаря эффективной системе учебников. В школе №4 образовательная программа НОО будет реализована средствами УМК «Школа России» (научный руководитель УМК  -  Андрей Анатольевич Плешаков). По данному комплекту наша школа успешно работает уже много лет.

 Система учебников «Школа России» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественнополиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:

Реализации идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться. 

Организации  учебной деятельности учащихся на основе системно-  деятельностного подхода.

УМК «Школа России» имеет мощную методическую оболочку,

представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным  областям учебного плана  ФГОС, позволяет  достичь высоких результатов, соответствующих  задачам современного образования, сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации, наиболее востребованный в России и понятный учителю.  УМК «Школа России» прошел государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО.

Учебная нагрузка и режим занятий определены в соответствии с

действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа НОО МБОУ - СОШ №4 оговаривает и условия приема учащихся в данное образовательное учреждение. Прием в 1 класс школы производится по заявлению родителей (законных представителей) детей, достигших 6,5-летнего возраста.

Комплектование первых классов  осуществляется с учетом пола детей, уровня готовности к школьному обучению, психологических особенностей детей, а также с учетом пожеланий родителей по определению ребенка в класс к конкретному учителю. 

В основе реализации данной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Разработанная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей первоклассников, в том числе одаренных детей, через систему дополнительных внеурочных занятий;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности; -участие обучающихся, родителей, педагогических работников в развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников.

     Образовательное учреждение МБОУ-СОШ №4 обеспечивает реализацию программы, знакомит обучающихся и их родителей с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса, с их правами и обязанностями, закрепленными в заключенном учреждением договоре.

 В основную образовательную программу НОО включен национально региональный компонент  10 – 15% в следующие предметные области: филология, естествознание, искусство, физическая культура.

 

                                                                                                                                                                              назад