ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 4 от 31.08. 2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ - СОШ № 4 ____________А.А.Калинина
|
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФГОС НОО И ФГОС ООО.
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-
средней общеобразовательной школы № 4
с. Белое
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы и регламентирует содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся школы.
1.2. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся и утверждается директором после рассмотрения на заседании педагогического совета. Аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).
1.3. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний их практическому применению.
1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности школы за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в школе, за степень усвоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех ступеней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.
Виды аттестации: текущий контроль, промежуточная, итоговая.
1.5.1. Текущий контроль - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
1.5.2. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета или комиссией (в случае проведения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).
1.5.3. Итоговая аттестация - это оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования - основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования - для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием по результатам проверки (проверок). Проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов.
1.6. Промежуточная аттестация проводится также в форме полугодового во 7-11 классах оценивания знаний обучающихся.
1.7. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому курсу, принятым на методическом объединении и утвержденным директором школы. Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором
2. Текущий контроль учащихся
2.1. Текущему контролю подлежат учащиеся всех классов школы.
2.2. Текущий контроль учащихся 1-2 классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.
2.3. Четвертные оценки в переводных классах выставляются в баллах обучающимся 3-9 классов.
2.4. В текущем контроле обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются оценки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.
2.5. Текущий контроль обучающихся, отсутствующих более 50% учебного времени по уважительной причине (спортивные соревнования, сборы) осуществляется с обязательной сдачей учебного материала, изучаемого в четверти, по выбору преподавателем любой из форм текущего контроля
2.6. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в план.
2.7. Форму текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля представлена в рабочих программах по предмету. Контрольные работы отражаются в графике контрольных работ на каждую четверть.
2.8. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением:
а) отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5 -9-х классах - не позже, чем через неделю после их проведения;
б) отметки за сочинение в 10-1 1-х классах по русскому языку и литературе - не более чем через 14 дней.
2.9. Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.
2.10. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются в журнал за два дня до начала каникул или начала экзаменов в классах. Классные руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги четверти, полугодия, года и решение педагогического совета школы о переводе учащегося (результаты заносятся в дневник), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года - в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления.
2.11. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной отметкой за четверть (полугодие), год по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося.
3. Формы промежуточной аттестации
3.1.Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться как письменно, так и устно. Формами проведения промежуточной аттестации являются:
· контрольная работа;
· диктант;
· тестирование;
· изложение;
· сочинение.
· проверка техники чтения (1-8 классы);
· защита реферата (исследовательской работы);
· зачет (предпрофильные и профильные классы);
· защита проекта;
· комплексная работа
3.2. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся новые формы работы - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
3.3. Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимся, успевающим на «4» или «5» по всем предметам интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов реферата. Не позднее, чем за неделю до проведения аттестации реферат представляется на рецензию учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку обучающемуся после защиты реферата на экзамене. При устной аттестации (экзаменах) обучающийся отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения, решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, составление краткой речи по предложенной теме, чтение и перевод иностранного текста и т.д.). Тестирование по предмету проводится по готовым тестам или тестам, подготовленным методическим советом школы.
3.4. В соответствии с ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику.
3.5. Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов:
· целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
· самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
· результаты учебных проектов,
· результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
4. Промежуточная аттестация учащихся
4.1. К промежуточной аттестации допускаются все учащиеся с 1 по 11 класс.
4.2. Промежуточная аттестация по окончании I полугодия и учебного года проводится согласно календарному графику учебных занятий в виде:
- полугодовых и годовых контрольных работ в общеобразовательных классах;
4.3. Ежегодно, не позднее 3-х месяцев до окончания учебного года решением методического совета Школы
- решает о проведении промежуточной аттестации и её форме по отдельным предметам в 5-11-х классах;
- определяется перечень учебных предметов, выносимых на аттестацию;
- устанавливаются форма, порядок и сроки ее проведения. Данное решение утверждается протоколом методического совета школы и закрепляется приказом директора по школе.
Письменные контрольные задания, тесты, перечень тем учебного курса для собеседования, тематика рефератов разрабатываются школьными методическими объединениями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Они утверждаются методическим советом школы и закрепляются приказом директора. В аттестационный материал по русскому языку, литературе, математике, географии, физике, химии, геометрии и другим учебным предметам рекомендуется включать как теоретические вопросы, так и практические задания, причем для аттестационной комиссии должны быть подготовлены решения и ответы практических заданий экзаменационного материала. На аттестации по иностранному языку проверяется техника чтения и практическое владение обучающимся устной речью в пределах требований. В первой части ответа предполагается устное высказывание экзаменующимся по предложенной теме, состоящее из количества фраз, определенных методическим объединением, во второй - изложение на иностранном языке содержания прочитанного текста и своего отношения к нему, либо чтение и разработка вопросов по содержанию текста для младших классов 1 и 2 ступеней. Тексты для чтения подбираются учителем из адаптированной художественной, научно-популярной литературы для юношества, объем текста устанавливается методическим объединением педагогических работников, исходя из требований образовательного стандарта.
4.4. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
• отличники учебы;
• призеры областных предметных олимпиад, конкурсов;
• учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в особых случаях:
1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;
2) в связи с экстренным переездом в другой населенный пункт, на новое место жительства;
3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от промежуточной аттестации.
Список освобожденных от промежуточной аттестации обучающихся утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения. Классные руководители 3-4, 5-8, 10-х классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии.
4.5. Ученики, имеющие неудовлетворительную оценку за год по учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.
4.6. Аттестация осуществляется по особому расписанию, утверждаемому директором школы. Расписание экзаменов вывешивается за неделю до начала экзаменационного периода.
4.7. Тексты для проведения контрольных работ, диктантов, изложений, проверки техники чтения и билеты для устных зачетов, экзаменов разрабатываются руководителями ШМО и утверждаются на школьном методическом совете. Весь экзаменационный материал сдается заместителям директора школы по учебной работе за две недели до начала аттестационного периода.
4.8. Контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, тестирование, проверку техники чтения проводит учитель, преподающий в данном классе. Контрольные работы по русскому языку и математике в 4 классе в конце учебного года проводит учитель, преподающий в данном классе, в присутствии ассистента (учителя начальной школы, логопеда).
4.9. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.
4.10. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата (исследовательской работы), обучающийся представляет работу учителю на рецензию за неделю до дня промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и по итогам защиты реферата выставляет оценку обучающемуся.
4.11. Промежуточную аттестацию в форме переводного экзамена проводит учитель, преподающий в данном классе в присутствии одного (двух) ассистентов из числа учителей того же цикла предметов. Состав экзаменационных комиссий утверждается приказом директора школы.
4.12. Отметки экзаменационной комиссии выставляются в протоколе экзамена в день его проведения. Экзаменационные отметки выставляются в классный журнал в раздел Сводная ведомость учета успеваемости. При выведении итоговых оценок экзаменационная комиссия руководствуется следующим:
• итоговая оценка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной с учетом четвертных (полугодовых) оценок за текущий учебный год в пользу ученика;
• при неудовлетворительной экзаменационной оценке не выставляется положительная итоговая оценка.
4.13. Учащиеся, получившие на экзаменах неудовлетворительные отметки, сдают экзамены повторно, но не раньше, чем через две недели. В последнем случае материал для экзамена составляет учитель.
4.14. Классные руководители обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги экзаменов и решение педагогического совета школы о переводе учащегося, а в случае неудовлетворительных результатов экзаменов - в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Письменное извещение родителям о неудовлетворительных результатах экзаменов хранится в личном деле учащегося.
5. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС.
5.1. В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО второго поколения необходимо производить следующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:
Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся по ФГОС, используя комплексный подход. Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля достижений» обучающихся 1 – 4-х, 5-9-х классов по следующим направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру в начальной школе, по математике, русскому языку, литературе, биологии в 5-6 классах, по всем предметам УП, преподающихся более 34ч. за год, в 7-9 классах;
- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)
Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе). Итоговую оценку выпускника основной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам, результатам Государственной итоговой аттестации и по результатам защиты итогового проекта.
5.2. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»). Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
5.3. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
5.4. В соответствии с ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Правила личностной безопасности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику.
5.5.Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- комплексные проверочные работы;
- “портфолио” ученика;
- публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика по окончании начальной школы
5.5.1.Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика, учащимися в оценочных листах и рефлексивных тетрадях.
5.5.2.Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради “Мои достижения…” отдельно по каждой конкретной операции.
5.5.3.Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал, а учащимися в оценочные листы или в рефлексивные дневники.
5.5.4.Итоговая проверочная работа включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развития компонентов учебной деятельности. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном журнале и рефлексивных тетрадях.
5.5.5. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводится в конце учебного года, ее цель оценка способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
5.6. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется, но годовая итоговая оценка (решение о переводе в следующий класс, на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за год или за ступень обучения.
5.7. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своегодальнейшего развития.
5.8. Основные разделы «Портфеля достижений ученика»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц – результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов);
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности), включающих готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
5.9. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
5.10.Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
6. Система оценки результатов ФГОС.
6.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе)
6.2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.
6.3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).
6.4. В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе вводятся «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в бумажном или в электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале. В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Отметки выставляются по 5-ти бальной системе.
6.5. Необходимо три группы таблиц для каждого класса с 1 по 9, обучающегося по ФГОС:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов - по всем предметам УП класса.
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основными показателями уровня развития метапредметных умений учащихся являются:
· уровень развития учебно-познавательного интереса;
· уровень сформированности действия целеполагания;
· уровень сформированности учебных действий;
· уровень сформированности действия контроля;
· уровень сформированности действия оценки.
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов.
6.6. Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и школы.
6.7.Типы оценок:
- текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика)
- за тематические проверочные (контрольные) работы (отметка выставляется обязательно всем ученикам с правом пересдачи хотя бы 1 раз)
6.8. Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный
уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для
которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо
новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих
ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников
по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка-
«превосходно».
6.9. Определение итоговых оценок:
- предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов);
- итоговая оценка определяется на основе положительных результатов, накопленных учеником в портфеле достижений, а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
6.10.Итоговая оценка - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»;
-результатов итоговых- диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
- результатов предварительных диагностических работ по УУД и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На основе трёх этих показателей формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) |
Показатели |
|
Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») |
Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) |
|
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
|
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) |
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач |
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» |
Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач |
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» |
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня |
На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета школы о переводе ученика в следующий класс.
6.11. В первом-втором классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
7. Права и обязанности субъектов
контрольно-оценочной деятельности в связи с введением ФГОС
7.1. Права и обязанности учащихся:
7.1.1. Учащиеся имеют право:
· на собственную оценку своих достижений и трудностей;
· участвовать в разработке критериев оценки работы;
· на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
· на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения;
· представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и публично их защитить;
· на ошибку и время на ее ликвидацию;
7.2. Учащиеся обязаны:
· по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
· овладеть способами оценивания, принятыми в начальной и основной школе;
· иметь специальные тетради ("Мои достижения…, рабочие тетради), в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика;
· освоить обязательный минимум предметных и общеучебных умений в соответствии с Федеральными государственными стандартами.
7.3. Права и обязанности учителя:
7.3.1. Учитель имеет право:
· иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
· оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;
· оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений;
· оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.
7.3.2. Учитель обязан:
· соблюдать правила оценочной безопасности;
· работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
· оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
· вести учет продвижения учащихся в классном журнале в освоении предметных и общеучебных навыков;
· доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за четверти и учебный год.
7.4. Права и обязанности родителей:
7.4.1. Родитель имеет право:
· знать о принципах и способах оценивания в школе;
· на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
· на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
7.4.2. Родитель обязан:
· знать основные моменты данного Положения;
· информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
· посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
7.5. Руководитель общеобразовательного учреждения (его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан:
- на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;
- определить перечень и количество предметов, по которым организуется письменная и устная аттестация обучающихся;
- установить сроки аттестационного периода;
- утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;
- утвердить расписание экзаменов и консультаций;
- решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести их аттестацию на основе текущей аттестации;
- представить анализ итогов аттестации обучающихся на методические объединения и педсовет.
7.6. Учителя, входящие в состав аттестационных комиссий, обязаны:
- подготовить аттестационный материал для проведения всех форм промежуточной аттестации по предметам, установленным и избранным обучающимися;
- организовать необходимую консультативную помощь обучающимся при подготовке к итоговому контролю.
8. Оформление
документации школы по итогам
промежуточной аттестации учащихся
8.1.Педагогический совет выносит решение о проведении промежуточной аттестации в форме итогового контроля в переводных классах, определяет количество учебных предметов, формы и сроки аттестационного периода. Данное решение утверждается приказом по школе.
8.2.Приказом по школе утверждаются составы аттестационных комиссий по предметам. В переводных классах повторные экзамены обучающихся, аттестованных с одной “2”, проводятся той же экзаменационной комиссией.
8.3.Руководитель школы утверждает расписание итогового контроля в переводных классах (до 10 мая).
8.4.Приказом по школе утверждается список обучающихся, освобожденных от участия в итоговом контроле в соответствии с п.4.4. настоящего положения (до начала аттестационного периода).
8.5. Учителя выставляют в классных журналах оценки, полученные обучающимися в ходе проведения аттестации, и итоговые оценки по предметам (до 25 мая). Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые оценки по учебным предметам за текущий учебный год должны быть выставлены до 22 мая.
8.6. Оценка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Оценка обучающегося за четверть или полугодие выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у обучающихся. При наличии у обучающегося равного количества одинаковых отметок по четвертям предпочтение отдается отметке за последнюю четверть.
8.7. Четвертные (полугодовые), годовые оценки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов - в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления.
8.8. Педсовет принимает решение о переводе обучающихся в следующий класс, о оставленных на повторный курс обучения.
8.9. Бланки письменных и устных ответов обучающихся хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение года.
8.10. В личное дело, ведомость вносятся оценки по всем предметам, содержащимся в учебном плане гимназии.
8.11.Учащимся, изучавшим факультативные курсы, в ведомости, в личном деле делается соответствующая запись.
8.12.Оценка по каждому предмету в ведомости проставляется цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).
8.13.Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от занятий по физической культуре, делается запись “освобожден(а)”.
9. Порядок перевода обучающихся.
9.1.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс..Перевод обучающихся в следующий
класс осуществляется при положительных итоговых оценках.
9.2. В исключительных случаях по решению педсовета обучающиеся могут быть условно переведены с неудовлетворительной одной оценкой с обязательной сдачей предмета в течение 1 учебного месяца (сентябрь) следующего учебного года.
9.3. Перевод обучающихся может быть отложен по решению педсовета до ликвидации задолженности по 1 предмету до начала нового учебного года.
9.4. Годовые оценки по всем учебным предметам выставляются учителями до окончания учебных занятий на основании фактического уровня знаний, умений и навыков школьников к концу учебного года с учетом четвертных оценок и итогового контроля.
9.5. Обучающиеся на ступенях начального и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие программу учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум или более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одного предмету, продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся 1-й ступени школы, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика.
10. Права участников образовательного процесса
на апелляцию итогов текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
10.1. В соответствии с Уставом школы, трехсторонним договором о предоставлении общего образования каждый участник образовательного процесса имеет право на объективную оценку своей работы и защиту собственной точки зрения на результативность работы любого из участников образовательного процесса.
10.2. В школе существуют инстанции, в компетенции которых анализ объективности оценки результативности работы участников образовательного процесса:
1. Администрация школы.
2. Совет школы
10.3. Обращение рассматривается в течение двух дней с момента подачи на имя директора школы и регистрации письменного обращения с изложением сути конфликта. Директор дает письменное распоряжение о расследовании и предложениях по сути конфликта.
10.4. Решение об объективности оценки выносится директором в форме приказа, распоряжения и в обязательном порядке доводится до членов педагогического коллектива. Участники конфликта ставятся в известность о результатах расследования через ознакомление с содержанием приказа под роспись.
10.5. Участники конфликта вправе обжаловать решение администрации в вышестоящих инстанциях.
11. Заключительные положения
11.1. В случае изменения законодательства РФ в области образования или Устава школы в части, затрагивающей организацию и осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, настоящее Положение может быть изменено.
11.2.Проекты изменения к настоящему Положению разрабатываются заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, принимаются Педагогическим советом школы и утверждаются на методическом совете.
11.3.Настоящее Положение может быть признано недействительным и разработано заново в случае переименования школы, изменения типа и (или) реорганизации школы.
11.4. Руководители и педагогические работники школы несут предусмотренную трудовым законодательством РФ дисциплинарную ответственность за своевременное, точное и полное выполнение возложенных на них обязанностей и надлежащее использование предоставленных им прав в соответствии с настоящим Положением.
11.5. Обучающиеся и родители(законные представители) обучающихся несут ответственность за нарушения настоящего Положения в части, их касающейся, в соответствии с законодательство РФ в области образования.