главная | |||||||||||||||||||||||
Инновационная программа развития "Школа экологического обучения и воспитания". Цель- изучение реальных теоретико-экологических проблем в воспитании и обучении в школе на основе интеграции разных учебных и воспитательных дисциплин. Задачи: - создать систему экологического обучения и воспитания в школе путем сбли- жения учебных дисциплин; - исследовать экологические проблемы на междисциплинарной основе; - систематизировать информацию об экологических пролблемах, чтобы учащиеся увидели существо и целостность всех ее аспектов.
КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ.
Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных «факторов роста», «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе: · сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся; · история школы богатая событиями (под руководством учителя биологии Анохина Н.М. выведен новый сорт кукурузы, за что школа была награждена поездкой на ВДНХ и грузовым автомобилем, призовые места на республиканском муниципальном уровне в научно-практических конференциях экологии, биологии и охране окружающей среды: «Экология первоцветов», «Антропогенное воздействие на биосферу», «Сортоиспытание озимой пшеницы при равноценном внесении органических удобрений», «Изменение атмосферного воздуха при величине автотранспортной нагрузки», «Условия роста и развития медузомицета и применение грибонада». Школа занимает призовые места на муниципальном и республиканском уровне по ведению научно-исследовательской работе на пришкольно-опытном участке. Учащиеся школы составили «Экологическую карту села». · применение новых педтехнологий, ведение курса «Экология» 9 класс, элективных курсов естественно-научной направленности 9-10-11 классов, экологических кружков, экологических субботников, дней здоровья, курса «Естествознание» 5 класс. · кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания экологического компонента и способный к творческой поисковой работе. · контингент учащихся, желающих активно развиваться обучаться, и практически применять свои знания по улучшению своего социума и окружающий среды. Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования «Школы экологического обучения и воспитания». Главная идея, положенная в основу концепции - формирование экологически грамотной, духовно и физически здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Стратегическая цель - адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условием развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных (экологических) условий для развития личности ребенка. Миссия школы экологического обучения и воспитания: обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, удовлетворить потребности учеников, родителей региона в соответствии с индивидуальными возможностями личности, содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития региона.
ЦЕЛЬ: - изучение реальных теоретико-экологических проблем в воспитании и обучении в школе на основе интеграции разных учебных и воспитательных дисциплин. · установление естественной связи изучаемого материала с жизнью. · развитие эмоциональной отзывчивости юношества на тревоги человечества, активизируя разум, побуждая его к поиску способов решения сложных экологических проблем.
ЗАДАЧИ: 1.создать систему экологизации обучения и воспитания в школе путем сближения учебных дисциплин, 2.исследовать экологические проблемы на междисциплинарной основе. 3.систематизировать информацию об экологических проблемах, чтобы учащиеся увидели существо и целостность всех ее аспектов. 4.сохранить и защитить здоровье учащихся, генофонд от негативных последствий научно-технического прогресса. 5.актуализировать нравственные аспекты отношения учащихся к проблемам окружающей среды. 6.создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; представление ребенку реальных возможностей самоутверждения наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности. 7.формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважения к личности ребенка (на уровне «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»). Наша концепция школы экологического обучения и воспитания - обучающая и воспитывающая, в основе которой лежит овладение школьниками экологическими знаниями, культурой ценностных ориентаций, взаимоотношений общения; социальная адаптация учеников к реальной жизни, психологическая коррекция, снятие трудности обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Механизм реализации концепции.
· Сохранение принципа дифференцированного подхода предпрофильной и профильной подготовки; · Возможность перехода учащихся из класса в класс; · Использование групповых и индивидуальных программ развития с целью формирования психологической готовности ученика образовательного процесса к новым условиям; · Возможность участия в обсуждении концепции разработки отдельных направлений, коррекции, оценки и прогнозированию отдельных результатов.
ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
· принцип целостности окружающей среды и прямой зависимости от нее человека это принцип современного антропоцетризма, основанного на понимании того, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством. В такой формулировке этот принцип практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоции, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания - развитие симпатии к другим людям и любви к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью «экологичности». · принцип межпредметности и непрерывности экологического образования. · принцип экологического мышления (экологизация образования) практически все преподаваемые дисциплины школьного курса должны содержать экологический материал. Осуществление цепочки перехода экологической грамотности в экологическое мышление. · принцип краеведческого, республиканского подхода к решению проблем окружающей среды. · принцип личностно-ориентированного подхода согласно современным представлениям, его основной стороной является самореализация, индивидуализация, социализация личности в поисково-исследовательской деятельности. · принцип реальности предполагает тесную координацию экологических целей и направлений в воспитании и обучении. · принцип гуманности предполагающий создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизма, жесткость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями) развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Адыгеи. Формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности. · принцип демократичности предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности и бюрократии с одной стороны, и анархической вседозволенности - с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через: разработку системы локальных актов, определяющих содержание цели, по определенным направлениям деятельности в школе создание отношения в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей работа школьного самоуправления. · принцип научности, предполагающий развитие у учащихся современного научного мировоззрение, понимание места и роли человека в мире, в обществе (экологической грамотности) обновление содержания учебных программ введение экологического компонента создание эффективной системы научно-методического информирование педагогов, постоянного повышения их применения ИКТ, профессиональной компетенции. · принцип природосообразности предполагает, что оно обосновывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя. · принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации в современной школе и самореализации с дальнейшим поступлением в средне-специальные и высшие учебные заведения экологической биологической, географической, химической и другой направленностей.
МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ШКОЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».
Мы видим школу как центр экологической культуры, обеспечивающий эффективное развитие ребенка - подростка - личности имеющий высокий культурный и интеллектуальный уровень развития, духовное богатство, отличающейся красотой внутреннего мира, способностью принятия обдуманных решений, самостоятельно формулировать и конкретизировать проблему, обосновывать необходимость и условия ее решения. Выпускник профессионально ориентирован, отвечающий требованиям современной жизни, владеющей информационно-коммуникативными технологиями, участник экологической организации «МирОн»
Модель выпускника «Школы экологического обучения и воспитания»
|