Рекомендации по управлению развитием мотивации
1. При развитии мотива достижения постоянно ориентируйте ученика на самооценку деятельности:
1.1. спрашивайте у него: «Ты удовлетворён результатом?»; вместо оценки скажите ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»;
1.2. проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;
1.3. учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть. Приготовьте для них интересные задания;
1.4. ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят их от публичного осуждения и критики.
2. Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели:
2.1. в начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора;
2.2. предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности заданий;
2.3. предложите выбрать способы достижения цели;
2.4. предложите одарённым и отстающим ученикам вместе разработать
2.5. индивидуальные планы освоения темы (или даже обучения).
3. Помогайте ученикам ставить реалистичные цели:
3.1. поощряйте учеников, которые ставят достижимые цели, попробуйте вместе постепенно усложнять их;
3.2. если видите, что ученики ставят нереально высокие цели, предложите им альтернативу;
3.3. попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть;
3.4. расспросите учеников о том, как они будут работать над достижением своих целей, что им для этого понадобится и когда они предполагают закончить работу.
4. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи:
4.1. если ребёнок делает ошибку или его работа не выполнена на достаточно хорошем уровне, предложите обсудить это с учениками. Если же вы сами совершили ошибку, будьте самокритичны и ответственны за свои действия, которые тоже стоит осудить с классом. Это только добавит доверия к вам;
4.2. приглашайте на уроки гостей - интересных людей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах;
4.3. попытайтесь выходить из сложной ситуации с юмором, иногда ведь ошибки бывают и весёлыми.
5. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда:
5.1. после выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справились;
5.2. обсуждайте причины не только успехов, но и неудач;
5.3. старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач детей.
6. Сделайте ситуацию успеха достижимой:
6.1. выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигали бы успеха, чем терпели неудачу;
6.2. если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбейте её на более мелкие порции;
6.3. выбирайте адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на врождённые способности детей, старайтесь держать в центре внимания не предмет, а ребёнка.