МБОУ «СОШ №4» имени Т.Г.Сушкина с.Белое
Утверждаю _________
директор А.А.Калинина А.А.
«___»_________2016г.
Программа
родительского всеобуча
на 2016-2017 учебный год
с. Белое, 2016
1.Пояснительная записка
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Совместная деятельность семьи и школы позволяет обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, нормализовать условия их развития, сформировать необходимые навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников.
Цели родительского образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как активных участников образовательного процесса в соответствии с законом РФ «Об образовании в РФ». Программа родительского всеобуча школы направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка .
Цель программы: Содействие повышению уровня родительской компетентности и эффективности воспитания через взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
2. Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей;
3. Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.
4. Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе.
2. Механизм реализации программы
Основные направления организации работы:
- организация диагностической работы по изучению семей.
- организация психолого-педагогического правового просвещения родителей.
- организации совместной общественно значимой деятельности родителей и учащихся.
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
Программы всеобуча осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций.
Формы родительского всеобуча:
Родительское собрание - основная форма родительского всеобуча.
Существуют следующие виды родительских собраний: организационные, тематические, собрания - диспуты, собрания - консультации, собрания – собеседования, итоговые.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть.
Основные вопросы, рассматриваемые на классных собраниях:
- анализ учебно-воспитательного процесса в классе;
- задачи, определяющие дальнейшую работу;
- планирование, организация деятельности по выполнению задач;
- актуальные педагогические, психологические, правовые проблемы;
- подведение итогов;
Родительские собрания, как правило, являются комбинированными. Основная часть родительских собраний – педагогическое просвещение. Родительское собрание – может проходить в форме «круглого стола»,
тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
Общешкольное родительское собрание проводится 2 раза в год по плану работы школы. Основные вопросы, рассматриваемые на собрании:
- знакомство с документами школы, локальными актами, основными направлениями школы, задачами, стоящими перед школой, итогами работы;
- обмен опытом по вопросу воспитания детей;
- использование знаний, умений возможностей родителей в работе с детьми;
- оказание помощи в решении хозяйственных вопросов.
При подготовке и проведении родительских собраний необходимо учитывать ряд важнейших положений:
-атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы
усиления «плюсов» и ликвидации «минусов» в характере и поведении ребёнка;
- профессионализм педагога – знание, компетентность (знание жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья);
- добрые, доверительные отношения.
Показателями эффективности родительских собраний можно считать- активное участие родителей в обсуждения вопросов, обмен опытом, советы и рекомендации участников собрания.
Родительский лекторий – способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к формированию ЗОЖ детей.
Тематические конференции по обмену опытом формирования здоровьесохраняющих условий.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением специалистов.
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем.
Встречи родительской общественности с администрацией школы - в процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Консультации, беседы классных руководителей, учителей-предметников, специалистов социально-психологической службы школы по вопросам обучения и воспитания.
Родительский всеобуч планируется в соответствии с требованиями социума, направлениями работы школы, возрастными особенностями детей.
Этапы родительского всеобуча.
- Первый этап - для родителей учащихся1-4 классов;
- Второй этап - для родителей учащихся 5-9 классов;
- Третий этап - для родителей учащихся 10-11 классов
Организационное сопровождение программы осуществляет администрация школы. Главными исполнителями программы является методическое объединение классных руководителей школы, родительский комитет школы, которые анализируют ход выполнения плана по реализации программы, вносят изменения и дополнения.
3.Ожидаемые результаты
1. Повышения уровня воспитанности учащихся;
2. Повышение педагогической компетентности родителей;
3. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям.
4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
5. Создание открытой учебно-воспитательной системы стремящейся к диалогу и взаимодействию с родителями и общественностью.
План родительского всеобуча
на 2016-2017 учебный год
Общешкольные родительские собрания.
№ п/п |
Тема собрания |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Роль родителей в обучении ребенка |
5 декабря 15.00ч |
Зам. директора по УВР Зам. директора по ВР Психолог Социальный педагог Классные рук-ли |
2 |
Конфликт детско-родительских отношений |
4 апреля 15.00ч |
Зам. директора по ВР Психолог Социальный педагог Классные рук. |
Родительский всеобуч
для родителей учащихся начальной школы
Цель: заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.
№ |
ФИО учителя |
класс |
Темы родительских собраний |
Дата проведения |
|
1. |
Трошина Н.А. |
1-а |
1.«Режим дня первоклассника.» |
12.09.16 |
|
2.«Трудности адаптации первоклассника к школе» |
28.10.16 |
||||
3.«Посеешь привычку – пожнешь характер» (собрание-консультация, посвященное проблеме воспитания бережливости)» |
07.02.17
|
||||
4.«Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры» |
10.04.17 |
||||
2. |
Минакова Т.А. |
1-б |
1.«Организация режима дня первоклассника.» |
14.09.16
|
|
2.«Воспитание аккуратности и бережливости» |
24.10.16
|
||||
3.«Профилактика вредных привычек у детей» |
17.03.17 |
||||
4. «Итоги прошедшего учебного года» |
15.05.17 |
||||
3 |
Минакова Е.В. |
2-а |
1.«Храни огонь родного очага» |
18.10.16 |
|
2.«Встречай ребенка из школы. Учение- шаг за шагом.» |
18.12.16
|
||||
3.«Работа семьи и школы по созданию ситуаций успеха в самореализации младшего школьника» |
21.02.17
|
||||
4.«Моя семья – моя радость» |
17.05.17 |
||||
4 |
Бахова З.А. |
2-б |
1.«Воспитание милосердия у детей» |
02.09.16 |
|
2. «Роль семейного чтения в формировании творческого читателя» |
18.11.16 |
||||
3.«Если ребенок -манипулятор» |
27.01.17 |
||||
4. «Дети и деньги: строим отношения» |
07.04.17 |
||||
5. |
Сидлецкая М.В |
2-в |
1.«Адаптация второклассника к новому учебному году» |
02.09.16
|
|
2.Режим дня в жизни школьника» |
08.11.16 |
||||
3.«Привычка – вторая натура» |
20.01.17 |
||||
4. «Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры» |
13.04.17 |
||||
5. Итоги года. |
22.05.17 |
||||
6. |
Шальдо С.Н. |
3-а |
1.«Что нужно знать о физиологии младшего школьника» |
14.10.16
|
|
2.«Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья» |
09.12.16 |
||||
3.«Значение семейных традиций в формировании у ребенкка желания учиться». |
17.03.17 |
||||
4.Мой ребенок становится трудным. Итоги обучения» |
19.05.17 |
||||
7. |
Гасанова Е.М. |
3-б |
1. «Без языка и колокол нем». |
10.09.16 |
|
2. «Чтоб мудро жизнь прожить знать надобно немало». |
15.11.16 |
||||
3. «Тяжело в учении? Выход есть!» |
09.02.17 |
||||
4. Неразлучные друзья – взрослые и дети» |
04.05.17 |
||||
8. |
Лактионова О.В. |
4-а |
1.«ВПР, что это такое» |
01.09.16 |
|
2. «Итоги 1 четверти. Устная и письменная речь школьника» |
31.10.16 |
||||
3.«Неуспеваемость младшего школьника» |
02.12.16 |
||||
4.«Готовим учащихся 4 класса к переходу в 5 класс». |
март |
||||
5. «Итоговое родительское собрание. Задание на лето» |
май |
||||
9. |
Чумакова С.В. |
4-б |
1.«Но прежде всего мы родители» |
09.09.16 |
|
2.«Психологические особенности младшего школьника» |
23.12.16 |
||||
3. «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» |
16.03.17 |
||||
4. «Мы выпускники начальной школы. Трудности связанные с переходом в 5 класс» |
19.05.17 |
||||
10. |
Ахмедова Х.Б. |
4-в |
1.Ваш ребенок взрослеет. Половое воспитание в семьн. |
21.09.16 |
|
2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. |
22.11.16 |
||||
3.Как научить ребенка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. |
16.02.17 |
||||
4.Школе мы не говорим : «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!». |
24.05.17 |
||||
Родительский всеобуч
для родителей учащихся среднего звена
Цель: формирование у родителей представления об особенностях развития личности подростка, для осуществления мудрого воспитания своих детей.
№ |
ФИО учителя |
класс |
Темы родительских собраний |
Дата проведения |
|
1 |
Тхамафокова С.П. |
5а, 5б |
1.Вступление в 5 класс. «Давай знакомиться!». |
01.09.16 |
|
2.Трудности в адаптации пятиклассников в школе. |
18.10.16 14.10.16 |
||||
3.Телевидение, компьютер, телеыфон и пятиклассник. |
16.12.16 13.12.16 |
||||
4. Что значит быть школьником (о поведении школьника). О значении домашнего задания в учебной деятельности. |
02.02.17 03.02.17 |
||||
5.О детском одиночестве. «Родная улица». |
03.05.17 04.05.17 |
||||
2 |
Амбонина Л.М. |
6-а |
1.Вот и стали мы на год взрослее. |
12.09.16 |
|
2.Нравственное воспитание детей в семье. |
17.11.16 |
||||
3.О поощрении и наказании. |
19.01.17 |
||||
4.Как помочь детям в учебе? |
14.04.17 |
||||
3 |
Лысянская Ю.Н. |
6-б |
1.Положительные эмоции и их знаение в жизни человека. Воспитаем доброту. |
01.10.16 |
|
2.Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи. Первые проблемы подроскового возраста. |
05.12.16 |
||||
3.Роль самооценки в формировании личности. |
15.02.17 |
||||
4.Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассников. |
25.03.17 |
||||
5.Прощай, 6 класс! Итоги года. |
12.05.17 |
||||
4 |
Дубровина И.Л. |
7-б |
1.Планирование работы с детьми на новый учебый год. |
24.10.16 |
|
2.Поощрение и наказание в воспитании ребенка. |
21.12.16 |
||||
3.Этот трудный подростковый возраст. |
14.03.17 |
||||
4.Позитивная самооценка, как условие успешного развития личности. |
21.04.17 |
||||
5.Итоговое родительское собрание. |
17.05.17 |
||||
5 |
Коблева А.М. |
8-а |
1.Поговорим о способностях. Трудности в учении. |
сентябрь |
|
2.Роль домашнего задания в самообразовании школьника. |
декабрь |
||||
3.Как научиться понимать и принимать подростка? Жизненные цели подростка. |
январь |
||||
4.Как помочь подростку приобрести уверенность всебе. |
апрель |
||||
6 |
Пшипий М.А. |
8-б |
1.Жизненные цели подростков. |
24.09.16 |
|
2.Как помочь подростку приобрести увереность в себе? |
26.10.16 |
||||
3.О трудностях учения. |
14.01.17 |
||||
4.Склонности и интересы подростков в выборе профессии. |
08.04.17 |
||||
7 |
Устякова Е.Н. |
9-а |
1.Как научиться быть ответственным за свои поступки. |
17.09.16 |
|
2.Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. |
13.10.16 |
||||
3.Роль самооценки в формировании личности. |
11.02.17 |
||||
4.Профессионаоьное самоопределение подростков. |
18.03.17 |
||||
5.Итоги года. Допуск к ОГЭ. |
06.05.17 |
||||
8 |
Михиенко Н.В. |
9-б |
1.Единые требования к учащимся. Подготовка учащихся к ОГЭ через элективные курсы и репетиционные занятия пед. Кол-ва и учащихся. Направления работы с учащимися на 2016-2017 уч. Год. |
13.10.16 |
|
2. Как сформировать положительные привычки у подростков. |
26.11.16 |
||||
3.Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. |
20.03.17 |
||||
4.Склонности и интересы подростков в выборе профессиий. |
17.04.17 |
||||
5.Итоговая аттестация обучающихся. Психологопедагогическая поддержка. |
13.05.17 |
||||
Родительский всеобуч
для родителей старшеклассников
Цель: изучение процесса личностного самоопределения подростка (развитие самосознания, формирование систем ценностных ориентаций, профессиональной ориентации, социализации и самореализации старшеклассников).
№ |
ФИО учителя |
класс |
Темы родительских собраний |
Дата проведения |
|
1. |
Коблева А.М. |
10 |
1.Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! |
сентябрь |
|
2.Психология ранней юности. Проблемы и пути их разрешения. |
декабрь |
||||
3.Трудности воспитания детей; микро- и макро-среда. |
январь |
||||
4.Права и обязанности родителей и права и обязанности подростка. |
апрель |
||||
2. |
Меркулова Н.М. |
11 |
1.Профессиональный выбор вашего ребенка. |
01.09.16 |
|
2.Итоги пробного экзамена. Подготовка к итоговому сочинению. |
17.10.16 |
||||
3.Итоги сочинения. Подготовка к Новому году. |
12.12.16 |
||||
4.Итоги 1 полугодия. Итоги пробного экзамена. |
30.01.17 |
||||
5.Впереди выпускные экзамены! |
24.04.17 |
||||