Республиканская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
ДОКЛАД
«Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях ФГОС»
Чумакова Снежана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №4 с. Белое Красногвардейского района РА
2011 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
2. Роль церкви в воспитании молодежи.
2.1 Духовно- нравственное воспитание на практике (церковь).
3.Цель духовно-нравственного развития и воспитания.
4.Методы и формы исследования данной темы.
5.Воспитание нравственности и духовность.
6.Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
7. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
7.1 Оценка результатов воспитания.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Души современных подростков разорены, опустошены. Кто же должен воспитывать и развивать наших детей? На верное школа, церковь государство, а также семья.
1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью – будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:
· Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
· Во-вторых , само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности.
· В-третьих, организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач.
2. Роль церкви в воспитании молодежи.
Многие, затрагивая подобную проблему, говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. ФГОС от нас всех требует инноваций, применение новейших технологий, для жизни 21 века это норма. К чему же мы придем такими темпами в итоге? На верное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать, сопереживать, проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом, выполняющим запрограммированный объем работы.
2.1 Духовно- нравственное воспитание на практике (церковь).
Свою педагогическую деятельность с внедрением ФГОС я начала с духовного воспитания детей. В первый свой день пребывания в школе («День Знаний») в жизни ребят появился не только первый учитель но и настоятель Свято-Покровского храма с. Белого иерей Валентин (Панов). Провел службу на начало учебного года (показ видео). Ведутся беседы не только с детьми, но и с родителями. Слайд (1,2,3,4,5).
Вывод: Церковь направляет человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия. Вера – это, прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил, подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.
3. Цель духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью является воспитание, развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
4. Методы и формы исследования данной темы.
Кружковая работа, индивидуально-групповые занятия, беседы, творческая художественная деятельность детей, проведение праздников и мероприятий, использование мультимедийных технологий, экскурсии.
5. Воспитание нравственности и духовность.
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека. “Проблема в том, что мы разучились “строить” этот мир. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. “Духовность и нравственность не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри.
6. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности.
В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны. Сегодня, в нашей начальной школе есть условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений, основными среди них в моём классе можно считать спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое. Я веду танцевальный кружок. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, гармоничного духовного и физического развития. Слайд (6,7,8,9,10).
И о роле библиотеки в духовно-нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Провела анкетирование. По результатам анкетирования родителей и детей был сделан вывод, что имеют домашнюю библиотечку 50% учащихся из класса, любят читать книги только 42%, на вопрос родителям: "Часто ли вы читали детям книги?" - ответили "да" - 7 человек из 24. Напрашивается такой вывод, что "книга" в семье потеряла свою актуальность на сегодняшний день. И мы включили во внеурочную деятельность библиотечный час. Слайд (11,12).
Справедливые слова В.А. Сухомлинского, который утверждал: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа…».
На одном конкретном кружке всех целей не достигнешь. Процесс перехода на ФГОС – серьёзный инновационный шаг в жизни всей школы. Он будет успешно реализован лишь в том случае, если коллектив станет командой единомышленников, а управление введением ФГОС будет системным.
7. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как учитель я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого ребёнка утверждалась вера в нравственные святыни нашего народа, Отечества, потому что ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым. Разносторонняя внеклассная деятельность
гармонично сочетает занятия по интересам для развития творческого начала личности. Работая в этом направлении, я вижу, как раскрывается творческий потенциал многих ребят. Главное, я считаю, воспитать детей так, чтобы они смотрели на мир добрыми глазами, умели беречь жизнь во всех её проявлениях. Роль учителя, как воспитателя, заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать ошибку, безнравственность того или иного поступка, пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.
7.1. Оценка результатов.
Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только не персонифицированную диагностику личностных результатов. Иными словами, оценивать можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников.
Заключение.
Итак, изучив данную проблему, её причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, церкви, политической системы, образовательной системы данная проблема заметно уменьшится. И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”.
Подводя итоги конференции, можно констатировать, что проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся была актуальна всегда, но сегодня она стоит как никогда остро. Перед образовательным учреждением поставлена задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. И школа обладает достаточными для решения этих задач ресурсами и потенциалом. Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.
Список используемой литературы:
1. Данилюк А. Я Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2.
2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).
5.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9.- с. 25 (статья).
6.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
7.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).